Бум продаж NFT, но владение ими крайне высоко сконцентрировано

В этом году на рынке было два всплеска, которые также совпали со значительными всплесками интернет-поиска по термину «NFT».

В этом году объемы торгов по различным вертикалям невзаимозаменяемых токенов (NFT) были стремительными.

Совокупные продажи коллекционных и художественных NFT достигли 7,4 млрд долларов США по состоянию на IV квартал 2021 года. Рынок художественных NFT вырос с 17,8 млн долларов США на 1 января до 1,8 млрд долларов США по состоянию на 5 ноября 2021 года. В начале 2021 года общий объем продаж на рынке коллекционных NFT составил 55,5 млн долларов. С тех пор он вырос до 5,6 млрд долларов. Как сообщает Reuters, общий объем продаж NFT подскочил с $1,3 млрд во втором квартале до $10,7 млрд в третьем квартале.

Рекордные продажи, подобные продаже редкой яхты Bored Ape Yacht Club NFT, которая 26 октября была продана за рекордные 3,4 миллиона долларов, вписывают ажиотаж на рынке NFT в контекст. Продажа состоялась на онлайн-аукционной платформе Сотбис Metaverse. Последний рекордный аукцион NFT «Яхт-клуб Bored Ape» состоялся в сентябре и стоил 2,9 миллиона долларов. Рекорд 26 октября был достигнут одновременно с другим побившим ожидания аукционом, на котором коллекция Bored Ape Yacht Club NFT из 101 экспоната была продана за 24,39 миллиона долларов.

Серия предметов искусства Bored Ape Yacht Club NFT, запущенная в апреле 2021 года, в этом году собрала почти 1 миллиард долларов в общем объеме продаж, по данным DappRadar. Первый аукцион Sotheby’s с NFT художником Паком в апреле также принес $16,8 млн, а Christie’s вслед за ним продал NFT работу художника Бипла за $69 млн.

«То, что мы видим с NFT, — это появление совершенно новой аудитории трейдеров в этом пространстве, движимой, возможно, самым дружелюбным подходом к криптовалютам за всю историю», — сказал Cointelegraph Педро Эррера, старший блокчейн-аналитик DappRadar.

«Машина шумихи» реальна

В апреле блог Artnome, посвященный искусству и науке о данных, обратил внимание на корреляцию между количеством просмотров зарегистрированными коллекционерами на SuperRare и ценой продажи NFT на платформе. Авторы пришли к выводу, что «машина шумихи реальна», поскольку данные показали, что количество просмотров произведения зарегистрированными коллекционерами коррелирует с более высокой ценой продажи NFT.

В этом году на рынке было два всплеска, которые также совпали со значительными всплесками интернет-поиска по термину «NFT». Первый произошел после самой высокой цены за NFT- аукциона Бипла за 69 миллионов долларов за его фотоколлаж «Everydays: Первые 5 000 дней» — был продан через сайт онлайн-аукциона Christie’s 11 марта. Это был первый NFT, когда-либо выставленный на торги в крупном аукционном доме изобразительного искусства, и шумиха подлила масла в огонь рынка. Общий ежемесячный объем продаж на рынке NFT-искусства вырос с 32 миллионов долларов 1 марта до 83 миллионов долларов к 1 апреля.

Второй всплеск произошел 31 июля, когда продажи на рынке коллекционных предметов NFT выросли с 1,2 млрд. долларов в общем объеме продаж за весь год до 4,65 млрд. долларов к 30 сентября. Пик поискового запроса «NFT» совпал с тем, что две самые популярные коллекции, созданные ИИ, CryptoPunks и Bored Ape Yacht Club, начали доминировать на рынке криптоискусства.

Концентрированное владение

В статье, опубликованной в мае 2021 года в газете New York Times, венгерский сетевой ученый Альберт-Ласло Барабаши описал анализ транзакций, проведенных им на платформе SuperRare crypto art NFT marketplace.

В своем анализе Барабаши рассмотрел количество сделок NFT по совместному владению искусством между коллекционерами на платформе. Он определил NFT, находящиеся в совместной собственности, как NFT , которые были куплены и проданы более чем одним коллекционером через SuperRare. Он проанализировал каждое произведение искусства как «узел» в «сети» сделок между зарегистрированными коллекционерами SuperRare, чтобы увидеть, сколько одних и тех же произведений принадлежало разным коллекционерам.

Он рассуждал так: коллекционеры искусства обычно собирают и продают произведения одного вида искусства, будь то определенный художник, стиль, жанр или средство. Поэтому он предположил, что существует лишь небольшая группа коллекционеров, совершающих покупки элитных предметов искусства NFT.

Как оказалось, он был прав. Барабаши обнаружил, что группа из четырех коллекционеров владеет большинством работ, причем между каждым из них и 16 000 произведений искусства, которые они собрали, существует всего три степени разделения.

В отчете, опубликованном криптоаналитической компанией Moonstream, которая проанализировала транзакции на блокчейне Ethereum в период с апреля по конец сентября, авторы обнаружили, что на рынке Ethereum NFT существует большое неравенство: 16,71% крупнейших владельцев NFT контролируют 80,98% NFT.

Более того, большинство этих покупок приходится на NFT с большей внешней, чем внутренней полезностью — подумайте об утилитарных токенах, таких как NFT для обслуживания имен, которые имеют общую функциональность на цепочке, в отличие от редких коллекционных NFT CryptoPunks, которые продаются за семизначные суммы.

Отчет также показал, что 83,29% адресов, которые приняли право собственности на NFT, сделали это менее чем за 10 Ether (ETH).

Несмотря на то, что данные Moonstream рассматривают более широкий рынок NFT, они, похоже, подтверждают анализ Барабаши о том, что на рынке криптоискусства высшего класса, имеющего внутреннюю ценность, существует небольшой, тесный клуб китов, владеющих большинством NFT. Многие из этих владельцев — коллекционеры и торговые площадки. Однако в отчете также отмечается, что барьер для входа на рынок NFT низок, а уровень владения NFT коррелирует с уровнем внешней полезности NFT.

В ходе опроса, проведенного The Harris Poll и Adweek в апреле, 40% из 1088 опрошенных участников заявили, что они «знакомы» с NFT, а 81% сказали, что знают о NFT.

«В целом, не так много американцев еще вскочили на волну NFT — только 12% респондентов сказали, что инвестировали в цифровые коллекционные предметы. Но среди миллениалов этот показатель немного выше: 27% сказали, что в настоящее время инвестируют в NFT. Миллениалы также являются наиболее вероятной когортой для инвестирования в криптовалюты — 37%», — говорится в опросе.

«Предсказуемо, что те, кто считает себя «коллекционерами», также с большей вероятностью захотят получить кусок нового блестящего пирога цифровых коллекционных товаров. Среди коллекционеров в целом 22% заявили, что владеют NFT, а среди коллекционеров с годовым доходом более $100 000 этот показатель возрастает до 33%».

Как отмечается в отчете Hiscox Online Art Trade Report за 2021 год, текущую ситуацию на рынке многим ветеранам искусства стало трудно понять из-за текущей стоимости произведений CryptoPunks и Bored Ape Yacht Club на аукционах. Многие не знают, что является шумихой, а что нет. Однако восприятие меняется. Проведенный в отчете опрос аукционных домов и интернет-сайтов, посвященных искусству, показал, что 14% арт-рынков уже предлагают NFT для продажи на своих платформах, а еще 38% опрошенных заявили, что планируют сделать это в ближайшее время.

Согласно отчету, есть предположение, что рынки традиционного и криптоискусства могут слиться в постоянный гибридный опыт, когда в физических художественных галереях будет демонстрироваться криптоискусство, а традиционные произведения искусства будут оцифрованы и продаваться онлайн. В этом году, по крайней мере, четыре из самых дорогих продаж криптоискусства состоялись на традиционных онлайн-аукционных платформах.

Бобби Онг, соучредитель и главный операционный директор CoinGecko, сказал Cointelegraph:

«Возможно, одним из самых больших признаков того, что традиционные коллекционеры искусства выходят на рынок NFT, является тот факт, что традиционные аукционные дома, такие как Christie’s и Sotheby’s, проводят аукционы NFT и преодолевают разрыв между NFT и коллекционерами искусства».

Помимо пандемии, в отчете выделены два провоцирующих фактора, способствующих распространению рынка криптоискусства в 2021 году. Во-первых, два крупнейших традиционных аукционных дома искусства, Christie’s и Sotheby’s, начали принимать криптовалюту в качестве формы оплаты. Использование криптовалюты в качестве оплаты стало для этих двух аукционных домов способом привлечь и обслужить богатых криптоинвесторов.

Во-вторых, NFT предоставляют художникам публичную бухгалтерскую книгу, которая создает доказательство права собственности и подлинности их работ. Помимо защиты от краж и подделок, это позволяет художникам получать гонорары на вторичном рынке NFT-искусства.

Станет ли цифровое искусство мейнстримом?

Если отдельные NFT CryptoPunk продаются по семизначным ценам, то что нужно сделать, чтобы рынок искусства и коллекционных NFT стал массовым?

В посте на сайте Artnome от апреля 2021 года авторы заявили, что одним из самых больших достижений криптоискусства на сегодняшний день является «разрушение иллюзии современного искусства как пространства для «высокой» культуры». Авторы также заявили о своем намерении «указать путь за пределы нынешней ситуации, в которой спекуляции являются таким же фактором стоимости искусства, как и сами произведения».

Как сказал Херрара из DappRadar, «важно проводить границы между различными типами NFT . Конечно, криптопанк сейчас является эквивалентом Пикассо. Поэтому он находится за пределами финансовой досягаемости большинства людей. Однако новые и захватывающие коллекции, которые потенциально могут стать такими же ценными, как криптопанки, появляются ежедневно с ценниками ниже 400 долларов. Так что, откровенно говоря, вам не нужны миллионы в вашем кошельке, чтобы принять участие».

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *