Экономика творцов: как мы к ней пришли и почему нам нужна ее модернизация на Web3

Прошлое, настоящее и будущее экономики творцов: обращение к прошлому — отличный способ получить реальное представление о том, что происходит сегодня и почему именно так.
Заставляет ли вас термин «экономика творцов» думать о какой-то идеалистической среде, где творчество, исключительность и страсть являются ключевыми ценностями? Где настоящие Микеланджело и да Винчи двигают прогресс благодаря своим талантам, не борясь за еду и не доказывая свою состоятельность всю жизнь, чтобы получить шанс на посмертное признание? Если так, то я с вами.
Хотя творчество существует столько же, сколько и человечество, мы начали обсуждать его как новую экономическую парадигму не так давно. Более того, теперь мы даже говорим о нем в измерении Web3. Чтобы лучше понять, что это такое, давайте сначала пройдемся по предыстории экономики творцов. Как мы пришли к этому? Часто взгляд в прошлое является отличным способом получить реальное представление о том, что происходит сегодня. Обещаю, это не заставит вас зевать.
Предыстория экономики созидания
Переход к экономике созидателей был долгим и неравномерным. Теперь давайте рассмотрим основные сдвиги в экономическом и социальном развитии, которые в итоге привели нас к этому.
- От аграрной к индустриальной экономике
В середине 18 века произошла промышленная революция, которая привела к переходу от сельского хозяйства к производству. Именно тогда началась индустриальная экономика, которая продолжалась до Второй мировой войны. Основной задачей индустриальной экономики было производство большего количества товаров, которые были бы доступны и по карману более широкой категории людей.
В отличие от сегодняшнего изобилия, в то время товары были дефицитными и труднодоступными. Для достижения своих целей индустриализация вызвала значительные экономические изменения, переместив власть от аграриев к производителям, причем последние стали центром новой экономической реальности. Индустриализация также принесла с собой культуру упорного труда, конкуренции и разработки новых идей, связанных в первую очередь с набившим оскомину производством и процессами автоматизации. Именно на этом были сосредоточены творческие умы в те дни.
Это не значит, что в те времена не было места для чисто творческих занятий, таких как музыка, писательство или живопись. Однако они определенно не были номером один на повестке дня. Художники просто продолжали заниматься своим делом. Творческая сфера не рассматривалась как отдельное экономическое подмножество, заслуживающее особого внимания.
- От индустриальной к потребительской экономике
Период после Второй мировой войны стал временем, когда производители начали выпускать больше товаров, чем люди хотели купить. Товары перестали быть дефицитными. Перед экономикой встала новая задача: сделать так, чтобы покупатель захотел купить то, что постоянно предлагал рынок. Таким образом, индустриальная экономическая парадигма начала заменяться потребительской. Клиенты (или потребители) стали центральной фигурой новой экономической реальности, заменив производителей.
Среди других важнейших игроков, вышедших на сцену, были продавцы, маркетологи и средства массовой информации (телевидение, радио, газеты и т.д.). Основная задача первых двух заключалась в том, чтобы потребители продолжали покупать, в то время как СМИ в значительной степени стимулировали спрос на товары, задавали тенденции и формировали отношение практически ко всему.
Кроме того, СМИ породили такое явление, как поп-культура, в основе которой лежали производство и распространение творческих продуктов, ориентированных на массовую аудиторию. Поп-культуре способствовали так называемые культурные индустрии, включающие в себя дизайн, полиграфию, издательское дело, мультимедиа, аудиовизуальную и кинематографическую продукцию и т.д.
В отличие от индустриальной экономики, потребительская парадигма принесла огромное разнообразие творческих профессий и видов деятельности. Однако творчество, в целом, было ограничено одним главным требованием: Оно должно было хорошо продаваться массам. Здесь большинство творцов были сотрудниками корпораций. Создавать и выращивать свою аудиторию и зарабатывать на этом на жизнь было довольно сложной задачей. Как справедливо заметил Пол Саффо, вы могли стать известным, только если вы были журналистом или работали на телевидении. Творцы, которые хотели, чтобы мир узнал о них, всегда зависели от усмотрения продюсеров, издательских агентств и других видов привратников. Сделать так, чтобы понравиться этим ребятам, было необходимым условием. Фортуна была здесь самой надежной стратегией.
- От потребительской к креативной экономике
В 1990-х годах потребительская экономика перешла в фазу оцифровки. Огромный спектр экономических сегментов начал трансформироваться с помощью ИТ-решений. Эта новая экономическая цифровая среда запустила спрос на новый тип творчества — инновационный и цифровой.
Несколько позже правительства различных государств начали официально объявлять творчество «ценным активом, создающим богатство и рабочие места». Они также ввели новое понятие «креативные индустрии» и зонтичный термин для них «креативная экономика» (не создатель!) и поручили себе обеспечить нормативную и финансовую поддержку для развития последних. Среди первых стран, которые сделали это, были Австралия и Великобритания.
В основе концепции креативной экономики лежали индивидуальный талант, инновации и эксплуатация интеллектуальной собственности. Охватываемый ею спектр довольно похож на одну из упомянутых культурных отраслей — дизайн, написание текстов, аудио-, видеоконтент и т.д. Однако в случае с креативной экономикой эти виды деятельности должны были опираться на информационные технологии.
Новая задача здесь заключалась в том, чтобы привнести инновации в большинство экономических сегментов и удовлетворить спрос на новые цифровые продукты и услуги.
Несмотря на то, что термин «креативная экономика» может заставить нас думать о некоем рае, ориентированном на художников, на самом деле, как и потребительская экономика, она была направлена в первую очередь на обслуживание нужд потребителей. Она не предлагала творцам никаких новых революционных способов превратить свой талант в независимое предпринимательство. Вместо этого, креативная экономика была больше направлена на «творчество по найму», а не на стимулирование творцов к успеху на их собственных условиях.
- От креативной экономики к экономике творцов
Следующий экономический сдвиг произошел, когда на сцену вышли гигантские IT-платформы, такие как Google, Facebook, YouTube и им подобные, и начали конкурировать с традиционными средствами массовой информации.
Во время мирового финансового кризиса 2008 года эти платформы стали настолько популярны, что традиционные СМИ остались позади. Люди стали жить на них и использовать их в качестве основных источников информации, знаний и общения. Это была революция цифровых СМИ. И именно с этого началась экономика творцов.
Задачей новой экономической парадигмы стало преобразование клиентов через вовлечение и участие. В отличие от потребительской экономики, где клиенты просто покупали то, что им предлагали, экономика творцов позволяла им участвовать, взаимодействовать и добавлять ценность. Она также открыла инструменты для продвижения себя как «продукта» и монетизации на этом.
Писатели, музыканты, художники и другие виды творцов получили огромный путь для продвижения себя и обращения к своим поклонникам. Вместо того чтобы уговаривать старомодных «привратников» (продюсеров, кастинг-менеджеров, издателей и т.д.) дать им шанс, теперь они могут легко использовать возможности платформ, чтобы поделиться своим творчеством и найти своих поклонников. Барьеры были сведены на нет.
Вообще говоря, это могли делать не только профессиональные творцы. Каждый, у кого есть ноутбук и подключение к Интернету, теперь может получить шанс попробовать себя в роли творца.
Что означает экономика творцов в 2022 году?
Поскольку академически сформированного определения современной экономики творцов пока не существует, мы можем позволить себе немного вольности:
Концептуально, современная (или Web2) экономика создателей — это сегмент онлайн-экономики, основанный на наборе интерактивных цифровых платформ, рынков и инструментов, которые позволяют пользователям получать доступ и создавать контент, а также монетизировать его.
Экономика творцов не предполагает никаких входных барьеров или кастинга. Все, что вам нужно, — это зарегистрироваться и следовать правилам и условиям платформ. Вот в чем хитрость: Когда вы пользуетесь платформой, ее алгоритм объединяет некоторые ваши данные и отслеживает вас определенным образом. Это и есть плата за участие.
Платформы предоставляют вам различные инструменты для создания контента, его оформления и распространения через рекламу. Последнее является основным источником дохода платформ.
Грядущая парадигма Web3 — экономика творцов — нацелена на то, чтобы дать творцам возможность построить свою собственную независимую «открытую экономику», где они смогут совместно со своими поклонниками владеть ею и напрямую монетизировать ее, не обращаясь к третьей стороне. Как предполагают некоторые эксперты в этой области, если эта модель преуспеет, мы вступим в новую эру создания богатства, где создатели перестанут быть просто продуктами. Вместо этого они станут новой экономикой.